Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска

Ресурсы

Графические диктанты

Г

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома.

Это одна из самых эффективных и интересных методик формирования навыков письма, графических умений. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут и родители, и учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов.

Что же такое графический диктант

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Эти  дидактические занятия нравятся дошкольникам, так как не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума.

 Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников. Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на занятие, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Польза графических диктантов.

У дошколят развиваются следующие навыки и умения:

  • координация движений;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • воображение;
  • словарный запас;
  • мелкая моторика;
  • орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или шум в соседней комнате.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:

  1. Ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток. 
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении. 

Техники выполнения графических диктантов

Существует два способа выполнения графического диктанта.

Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:

  • копировать выбранную картинку;
  • симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
  • «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.

Методика проведения графического диктанта состоит из нескольких этапов:

  • Подготовьте для ребенка лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  • Диктанты пишутся в полной тишине.
  • Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  • Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  • Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)
  • Взрослый диктует условия работы поэтапно. Спокойно проговаривайте, какие линии, куда, на какое расстояние надо начертить. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
  • Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  • Когда взрослый начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы о том, как происходило занятие. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, ОБЯЗАТЕЛЬНО похвалите за достижения.

Важно! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его. Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку

Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Интернете. Подбирайте задания разного уровня сложности, чтобы использовать их по мере развития полезных навыков у малыша.

Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу. 

Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева.  В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. 

К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками.
использованы материалы сайтов:

 https://razvitie-vospitanie.ru/temp/graficheskie_diktanty.pdf

педагог-психолог Кондрашова Н.Ю.

Контакты

+7 (4212) 33-95-42 директор

+7 (4212) 33-12-63 секретарь

+7 (4212) 36-28-66 вахта

E-mail: otrada-khb@rambler.ru

Адрес: г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (ост-ка "Судоверфь")

Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования детей г. Хабаровска
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»