Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска

Ресурсы

Режим дня первоклассника

Переходя из детского сада в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Режим дня – это стабильность, которая так важна для ребенка. Ведь его жизнь кардинально меняется, когда он идет в школу. 

В связи с этим, желательно выработать привычку к режиму еще до сентября, чтобы новый этап начался для ребёнка без неожиданных трудностей вроде раннего подъема.

Рекомендации по составлению режима дня для школьника 1 класса:

При построении режима для учащихся надо учесть особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 ч. и в 16-18 ч. При этом 1-й подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее 2-го.

Прежде, чем распланировать режим дня, необходимо понаблюдать за тем, сколько времени уходит у ребенка на подъем (сам встает или его приходится долго будить), умывание, дорогу в школу и из школы  (сколько времени уйдет на дорогу пешком, на машине, на автобусе;  мама идет быстрее, чем дедушка), подготовку домашнего задания и т.д. Опираясь на расчеты времени, создать благоприятный распорядок на целый день.

Помните, что организм каждого ребенка индивидуален, может некоторым детям требуется больше времени на отдых. Ориентируйтесь на своего ребенка.

  • Очень важно, чтобы ребенок всегда вставал и ложился в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. 
  • Необходимо обеспечить достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе.
  • Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.
  • Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым стоит сократить и это время. Строго ограничить время игры на телефоне и компьютерах.
  • Ребенок младшего школьного возраста не должен проводить за выполнением домашнего задания больше полутора – двух часов. Если это занимает больше времени, проконтролируйте, в чем причина. Не бойтесь подойти к классному руководителю и узнать, почему много задано. Учтите, что в наше время некоторые задания детям даются с расчетом, что родители будут помогать их выполнять.
  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место. Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Время перед сном должно проходить в спокойных занятиях. Это могут быть настольные игры, конструирование, чтение. Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса.
  • Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. У ребенка младших классов сон  должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Давайте рассмотрим примерный режим дня младшего школьника

  • 7.00 – Подъем.
  • 7.05 – 7.30 – Утренняя зарядка, умывание, уборка постели.
  • 7.30 - 7.50 – Завтрак.
  • 7.50 – 8.20 – Дорога в школу.
  • 8.20 – 8.30 - Сбор учащихся. Гимнастика до начала уроков.
  • 8.30 –11.50 - Школьное время. Время занятое какой-нибудь интенсивной деятельностью для будущих первоклассников.
  • 11.50 – 13.00 - Прогулка на открытом воздухе. Подвижные игры. Спортивный час.
  • 13.00 – 13.30 - Обед.
  • 13.30 – 15.30 - Занятия в кружках, занятия по интересам, коррекционно- развивающие занятия. Выполнение домашнего задания.
  • 15.30 – 15.40 - Подъем. Уборка постели.
  • 15.40 – 16.10 - Занятия по интересам. Выполнение домашнего задания.
  • 16.10 – 16.25 - Полдник.
  • 16.25 – 16.55 - Занятия в кружках, занятия по интересам, коррекционно- развивающие занятия. Выполнение домашнего задания.
  • 16.55 – 18.30 - Прогулка на открытом воздухе.
  • 18.30 – 21.00 – Ужин и свободное время
  • 21.00 – Сбор портфеля, приготовление ко сну, ванна.

Вторая смена:

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра.

Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков. В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно, решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

ВНИМАНИЕ

  • Не игнорируйте пожелания и поведение своего ребенка. Если он не согласен с каким-либо пунктом режима, объясните ему его правильность и договоритесь о компромиссе.
  • Ребенка необходимо мотивировать выполнять распорядок дня, объяснить ему, зачем это нужно.
  • Лучшей мотивацией для школьника станет пример собственных родителей, которые будут следовать режиму вместе с ним.

Данный режим дня составлен по материалам:

  1. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42. Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
  2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 ноября 2009 № 131. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста».

Кондрашова Наталья Юрьевна, педагог-психолог

Контакты

+7 (4212) 33-95-42 директор

+7 (4212) 33-12-63 секретарь

+7 (4212) 36-28-66 вахта

E-mail: otrada-khb@rambler.ru

Адрес: г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (ост-ка "Судоверфь")

Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования детей г. Хабаровска
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»