Адрес
г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (остановка «Судоверфь»)
Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Конечно, нам всем хочется чувствовать себя умными. Поэтому обычно проходя тесты на уровни интеллекта люди очень волнуются – вдруг балл будет не высоким!
Не стоит волноваться и разочаровываться в себе или в своем ребенке, если результат теста оказался не таким высоким, как вам бы хотелось! Известно, что человек может быть слабым в математике, логике и иметь большой потенциал в живописи, риторике. Бывает, что люди исключительного интеллекта не могут создавать и поддерживать отношения с окружением. Притом, многие «трудные» ученики преуспевают в бизнесе или спорте.
Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.
«Каждый гениален! Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость!»
Альберт Энштейн.
Итак, интеллект бывает разный!
Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Согласно современным теориям, у человека можно диагностировать десятки разновидностей интеллекта. Например, американский психолог Дж. Гилфорд предлагает классификацию из 120 его видов!
Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория другого американского психолога Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.
Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:
1. Логико-математический интеллект.
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще.
2. Вербально-лингвистический интеллект.
Умение понимать и передавать информацию в речевой форме. Умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено, что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.
3. Визуально-пространственный интеллект.
В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов, и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано.
4. Натуралистический интеллект.
Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
5. Межличностный или интерперсональный интеллект.
Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.
6. Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
7. Музыкально-ритмический интеллект
Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:
Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных - долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.
В настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
8. Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект.
Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.
Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.
Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера.
Последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе.
Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях. На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится в первые 10 лет жизни (к примеру, у детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал).
Использованы материалы сайтов:
https://brainapps.ru/blog/2016/02/vidy-intellekta/
https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta
https://www.b17.ru/blog/241100/
Педагог-психолог Кондрашова Наталья Юрьевна
!!! ВНИМАНИЕ !!! Открыт дополнительный набор в студию компьютерной графики и анимации "Инфознайки".
В рамках реализации государственной программы края «Обеспечение общественной безопасности и противодействия преступности...
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Получить и активировать сертификат вы можете по адресу: ул. Калинина, 68 или ДИСТАНЦИОННО.
Ваша заявка принята!
Мы свяжемся с вами
в ближайшее время
К сожалению, Вашу заявку не удалось отправить. Пожалуйста, проверьте правильность заполнения всех полей!