Сегодня мы хотим обсудить важную тему — личное пространство ребенка и его границы - и попытаемся разложить информацию по полочкам.

Методика «Круги общения» является простым и доступным способом научить детей основам безопасного поведения. Методика охватывает практически все виды взаимоотношений между ребенком и внешним миром. Важная информация дается ребенку доступно в игровой форме. Наряду с вопросами безопасности ребенок учится социализироваться в современном обществе, познает правила общения, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни, которые помогут ему завести друзей, быть успешным и самодостаточным человеком.

Почему эта тема важна?

  1. Если ваш ребенок будет знать, что такое личное пространство, это  позволит предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним со стороны взрослых.
  2. Если ваш ребенок будет понимать, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства — кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, то при нарушении его личной зоны комфорта он почувствует это и поступит правильно.

А что значит «поступить правильно»? Это значит, что нужно совершить действия по алгоритму, который назовем «Три шага».

Алгоритм «Три шага»

Шаг первый

Если возникает ситуация, когда нарушается личное пространство ребенка, он должен почувствовать и понять:

  • что ситуация является некомфортной или опасной;
  • что его личное пространство нарушено без его разрешения;
  • что ему не нравится ситуация, в которой он находится, и он хочет прекратить то, что происходит

Шаг второй

Ребенок должен попытаться сам остановить некомфортную или опасную ситуацию, сделав что-либо. Он должен сказать себе: «Стоп! Мне некомфортно».

Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах.

Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности.

  • Ребенок  может подумать, что бояться — это стыдно. «Зачем мне бояться и говорить о некомфортной ситуации родителям, учителям или друзьям? Лучше я промолчу и буду сильным в глазах взрослых и детей».
  • Ребенок может испытывать страх быть непонятым. «Если я  расскажу о чем-то неправильном своим друзьям, надо мною будут смеяться».

Шаг третий

Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь — к  родителям.  Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.

Если некомфортная ситуация возникла на улице и рядом с ребенком нет взрослых, к которым он может обратиться за помощью, то он должен знать, что можно зайти в любой большой магазин, в аптеку или на почту и обратиться за помощью. Ребенок должен уметь сказать: «Мне страшно, помогите мне, пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребенок должен действовать так до тех пор, пока кто-либо из взрослых не поможет ему и не позвонит родителям.

Задача родителей, педагогов — рассказать  ребенку о том, что  делать в подобных ситуациях.

Круги отношений

Как сделать так, чтобы ребенок усвоил информацию про личное пространство? Как научить ребенка применять её в ежедневных ситуациях?

Существует хорошая инструкция «Circles of relationships», или «Круги отношений». Эта схема используется в школах Европы для объяснения детям темы про личное пространство.

Рассмотрите  «Круги общения», сделанные из цветной бумаги.  Обсудите название, цвет и значение каждого круга.

Главное:

  • Каждый круг — это определенная группа людей, с которыми ребенок вступает во взаимные отношения ежедневно (члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые взрослые).
  • Отношения ребенка могут быть доверительными или не доверительными в зависимости от группы людей (цвета круга).
  • Акцент при доверительных отношениях делается на принципе уважения личного пространства вашего ребенка  и уважении вашим ребенком личного пространства другого человека (участника взаимоотношений).

Родители, познакомьте ребенка с каждым кругом общения, чтобы он мог отличать опасную ситуацию от безопасной.

1. Фиолетовый круг  это круг, обозначающий личное пространство ребенка.

Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может  нарушить твое личное пространство без твоего согласия. Если кто-либо, из  любого  другого окружения, причиняет тебе дискомфорт (неважно, дядя усадил на колени или мамина подруга требует “поцеловать тетю в щечку), мы не должны стесняться сказать об этом и сказать “нет”, “стоп”.

Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей — твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг — «круг Я».

2. Синий круг, имеющий название «Family» или «Семья».

В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.

Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства. 

3. Зелёный круг, который называется «Friendship» или «Дружба».

Зелёные отношения — это отношения с друзьями. Круг твоих друзей и тех с кем тебе нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье, и иногда дружеские объятья. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления как объятия должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует проговорить с детьми, по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними.

Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.

4. Следующий круг  желтый. Его название  «Acquaintance» или «Знакомые».

Круг знакомых (wave circle, то есть те, кому ты машешь рукой при встрече, с кем знаком поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей.

 Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.  

Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».

Родители, обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать.

5.Пятый круг оранжевого цвета. Его название  «Community helpers» или профессиональные помощники.

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение, и что они помогают в случае опасности.

6. Красный круг, который называется «Strangers» или незнакомцы.

Ты не знаешь этих людей (даже если они говорят, что знают нас, это не важно). Не все чужие люди плохие, но поскольку вы незнакомы, то трудно сказать, плохой человек перед нами или хороший.

Даже если незнакомый взрослый человек (мужчина или женщина):

  • начинает задавать тебе на улице вопросы про тебя, твою семью, твоих родственников;
  • дает тебе конфеты или жвачку;
  • зовет в кино или в гости;
  • предлагает проводить тебя до квартиры;
  • говорит, что знает твою семью и родителей, что их послал за тобой  твой папа или твоя мама;
  • просит помочь найти магазин, аптеку или остановку

то ты не веришь им и поступаешь так:

  • не разговариваешь с незнакомыми людьми,
  • не отвечаешь на их вопросы,
  • ничего не берешь у них,
  • не задаешь вопросов сам,
  • никуда не идёшь с незнакомыми людьми,
  • не садишься с ними в машину, автобус, трамвай;
  • не помогаешь незнакомым людям искать магазин, аптеку или остановку;
  • ты уходишь от них, как будто ты их не слышишь.

Итак, мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем “искать собачку” и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их.

Можно вместе с ребенком сделать «круги общения»

Для проведения занятия необходимо заранее:

  • сделать одну схему—инструкцию из цветного картона и подготовить цветной картон для изготовления схемы ребенком;
  • начертить другую схему—инструкцию на листе формата А4 простым карандашом (чтобы ребенок мог раскрасить её).

Пример схемы-инструкции «Круги отношений:

Круг 1 (фиолетовый) — диаметр 3 см,

круг 2 (синий) — диаметр 4 см,

круг 3 (зеленый) — диаметр  5 см,

круг 4 (желтый) — диаметр 6 см,

круг 5 (оранжевый) — диаметр 7 см,

круг 6 (красный) — диаметр 9 см.

Схему лучше  разместить на  листе формата А4 в горизонтальном виде.

   

Схема-инструкция, подготовленная для раскрашивания.

Необходимые материалы:

  • Цветной картон (наличие 7 цветов — фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый,  красный и белый)
  • Ножницы
  • Циркуль
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши или фломастеры
  • Клей
  • Линейка.

Подписываем название кругов и продолжаем обсуждение вопроса про личное пространство.

Советы

  • Придумайте заранее (до обсуждения вопроса про личное пространство ребенка) разные практические ситуации, которые могут возникнуть в жизни вашего ребенка в зависимости от его ежедневных дел (школа, секция, свободное время).
  • Уделяйте время обсуждению вопроса про личное пространство ребенка два раза в неделю по несколько минут.

Личное пространство ребенка — мир, в котором должно быть безопасно и спокойно. Методика «Круги общения» — ваш помощник. Обсуждая вопрос каждую неделю, вы сможете помочь маленькому человечку установить границы личного пространства. Ребенок научится  различать опасные и неопасные ситуации, применяя полученный игровой опыт в жизни.

Написано с использованием сети Интернет

Педагог-психолог Кондрашова Н.Ю.

 

Последние новости

Награждение победителей конкурса деклама…

Торжественная церемония награждения победителей ежегодного конкурса декламации «Таланты нашего района» состоялась в Доме...

Февромарт в "Малышке"

Салют поздравления прозвучал 05.03.2024 г. в студии развития и воспитания дошкольников «Малышок» в концертно-игровой про...

Занятие-фотосессия "Праздничные при…

В студии ранней профориентации "Школа красоты" прошло заключительное контрольно-зачетное занятие-фотосессия по теме "Пра...

Мастер-класс "Оберег "Божье ок…

В славянской традиции существует оберег «Божье око».

Наши достижения
Отрада - Центр эстетического воспитания детей в Хабаровске
Познакомьтесь с жизнью, творчеством и достижениями наших ребят..
Контакты
  • 33-95-42 директор
    33-12-63 секретарь
    36-28-66 вахта
  • г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (ост-ка "Судоверфь")