Виды интеллекта

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Конечно, нам всем хочется чувствовать себя умными. Поэтому обычно проходя тесты на уровни интеллекта люди очень волнуются – вдруг балл будет не высоким!

Не стоит волноваться и разочаровываться в себе или в своем ребенке, если результат теста оказался не таким высоким, как вам бы хотелось! Известно, что человек может быть слабым в математике, логике и иметь большой потенциал в живописи, риторике. Бывает, что люди исключительного интеллекта не могут создавать и поддерживать отношения с окружением. Притом, многие «трудные» ученики преуспевают в бизнесе или спорте.

Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

«Каждый гениален! Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость!»

Альберт Энштейн.

 

Итак, интеллект бывает разный! 

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Согласно современным теориям, у человека можно диагностировать десятки разновидностей интеллекта. Например, американский психолог Дж. Гилфорд предлагает классификацию из 120 его видов!

Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория другого американского психолога Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:

1. Логико-математический интеллект.

Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще.

2. Вербально-лингвистический интеллект.

Умение понимать и передавать информацию в речевой форме. Умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено, что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

3. Визуально-пространственный интеллект.

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов, и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано.

4. Натуралистический интеллект.

Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

5. Межличностный или интерперсональный интеллект.

Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

6. Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

7. Музыкально-ритмический интеллект

 Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных - долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

В настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

8. Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект.

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

 

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера.

Последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе.

Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях. На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится в первые 10 лет жизни (к примеру, у детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал).

Использованы материалы сайтов:

https://brainapps.ru/blog/2016/02/vidy-intellekta/

https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta

https://www.b17.ru/blog/241100/

Педагог-психолог Кондрашова Наталья Юрьевна

Последние новости
выставка-отчет "Анютиных глазок"

выставка-отчет "Анютиных глазок…

Выставка-отчет образцовой студии моды и дизайна "Анютины глазки" в научной библиотеке г. Хабаровска. Подробности ЗДЕСЬ. ...

Городской конкурс по шашкам «Умники-2020…

25 июля 2020 года воспитанники шахматной студии "Белая ладья" МАУ ДО ЦЭВД "Отрада" приняли участие в городском конкурсе ...

Наши достижения
Отрада - Центр эстетического воспитания детей в Хабаровске
Познакомьтесь с жизнью, творчеством и достижениями наших ребят..
Контакты
  • 33-95-42 директор
    33-12-63 секретарь
    36-28-66 вахта
  • г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (ост-ка "Судоверфь")
  • otrada-khb@rambler.ru