Виды интеллекта

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Конечно, нам всем хочется чувствовать себя умными. Поэтому обычно проходя тесты на уровни интеллекта люди очень волнуются – вдруг балл будет не высоким!

Не стоит волноваться и разочаровываться в себе или в своем ребенке, если результат теста оказался не таким высоким, как вам бы хотелось! Известно, что человек может быть слабым в математике, логике и иметь большой потенциал в живописи, риторике. Бывает, что люди исключительного интеллекта не могут создавать и поддерживать отношения с окружением. Притом, многие «трудные» ученики преуспевают в бизнесе или спорте.

Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

«Каждый гениален! Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость!»

Альберт Энштейн.

 

Итак, интеллект бывает разный! 

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Согласно современным теориям, у человека можно диагностировать десятки разновидностей интеллекта. Например, американский психолог Дж. Гилфорд предлагает классификацию из 120 его видов!

Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория другого американского психолога Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:

1. Логико-математический интеллект.

Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще.

2. Вербально-лингвистический интеллект.

Умение понимать и передавать информацию в речевой форме. Умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено, что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

3. Визуально-пространственный интеллект.

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов, и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано.

4. Натуралистический интеллект.

Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

5. Межличностный или интерперсональный интеллект.

Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

6. Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

7. Музыкально-ритмический интеллект

 Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных - долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

В настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

8. Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект.

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

 

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера.

Последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе.

Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях. На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится в первые 10 лет жизни (к примеру, у детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал).

Использованы материалы сайтов:

https://brainapps.ru/blog/2016/02/vidy-intellekta/

https://vsepromozg.ru/razvitie/vidy-intellekta

https://www.b17.ru/blog/241100/

Педагог-психолог Кондрашова Наталья Юрьевна

Последние новости
"Купаленка" покоряет сердца хабаровчан

"Купаленка" покоряет сердца ха…

24 мая дети образцового ансамбля народной песни "Купаленка" (руководитель Самусь С.А., концертмейстер Семенов П.А.) прин...

Сделаем свой город ярче

Сделаем свой город ярче

В рамках городского субботника учащиеся образцовой студии моды и дизайна "Анютины глазки" (руководитель Финикова Т.Г.) п...

«ДВ Зодчество-2022»

«ДВ Зодчество-2022»

В Арене «Ерофей» открылась выставка в рамках Дальневосточного архитектурного фестиваля «ДВ Зодчество-2022». Авторы дел...

Наши достижения
Отрада - Центр эстетического воспитания детей в Хабаровске
Познакомьтесь с жизнью, творчеством и достижениями наших ребят..
Контакты
  • 33-95-42 директор
    33-12-63 секретарь
    36-28-66 вахта
  • г. Хабаровск, ул. Юности, д. 6Б (ост-ка "Судоверфь")